Граница зон действия публичных сервитутов что это

Содержание
  1. Что необходимо для установления сервитута, процедура
  2. Цель и основания установления сервитута
  3. Условия установления
  4. Границы зон действия
  5. Как установить публичный сервитут
  6. Частный сервитут
  7. Сервитут на часть участка
  8. Судебное разбирательство
  9. Публичный сервитут и его особенности
  10. Что такое публичный сервитут?
  11. Для каких целей может быть установлен?
  12. Когда возможно установление, а когда — нет?
  13. Виды
  14. Особенности
  15. Границы зон действия публичного сервитута
  16. Установление платы за публичный сервитут
  17. Публичный сервитут на земельный участок: границы зон действия, протокол слушаний, установление, кадастровый учет
  18. Что такое публичный сервитут
  19. Кадастровый учет
  20. Виды обременений
  21. Процедура оформления
  22. Обращение с заявлением
  23. Рассмотрение заявления
  24. Организация и проведение публичных заседаний
  25. Принятие решения и издания НПА
  26. Процедура регистрации
  27. Протокол общественных слушаний
  28. Постановление об установлении обременения
  29. Земельный сервитут
  30. Частный земельный сервитут
  31. Публичный земельный сервитут
  32. Публичный сервитут и охранные зоны
  33. Регистрация сервитута
  34. Некоторые распространенные вопросы по земельному сервитуту
  35. Установление публичного сервитута на земельный участок
  36. Публичный сервитут на земельный участок: что это?
  37. Цели публичного сервитута
  38. Определение зоны действия публичных сервитутов
  39. Процесс установления публичного сервитута
  40. Обращение в суд
  41. Величина платы за публичный сервитут

Что необходимо для установления сервитута, процедура

Граница зон действия публичных сервитутов что это

Не все собственники знают, что для установления сервитута необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, это добровольное соглашение, а во-вторых, обременение не должно мешать собственнику пользоваться своим имуществом.

Цель и основания установления сервитута

Сервитут – это один из видов обременения земельного надела, не позволяющий хозяину пользоваться недвижимостью в полной мере. Различают частный и публичный сервитут. Инициировать установление частного сервитута на земельный участок имеет право владелец или лицо, у которого появилась необходимость воспользоваться территорией. К таким причинам законодательство относит:

  1. Доступ к воде и т. д.
  2. Доступ к собственному наделу.
  3. Обустройство выхода на проезжую часть.
  4. Наличие на участке чужого имущества.
  5. Установка определенных объектов юридическими лицами.
  6. Осуществление работ по проведению коммуникаций.

Важно: установление сервитута по вышеперечисленным причинам носит частный характер. Другими словами, стороны составляют соглашение (аренды и т. д.), на основании которого земельный надел или его часть передается в пользование (временное или постоянное).

Публичное обременение может быть наложено только уполномоченными государственными органами после соблюдения установленной процедуры. Соглашение стороны не заключают. Установление сервитута регулируется Земельным кодексом, Гражданским кодексом и ФЗ №171.

Условия установления

Если публичный сервитут накладывается в добровольном порядке, то главным условием процедуры является оплата за пользованием недвижимостью и компенсация за нанесенный ущерб. Еще одно условие получения сервитута не собственником – это ответственность за сохранность и целевое использование участка. Поэтому пользователю запрещено:

  1. Портить верхний плодородный слой.
  2. Наносить вред окружающей среде.
  3. Негативно влиять на соседние участки.

Пользователь земли на основании публичного сервитута обязан соблюдать противопожарные и санитарные нормы.

Важным условием сервитута является тот факт, что его наличие не может полностью затруднять владельцу его эксплуатацию. Если цель обременения не позволяет пользоваться участком, собственник может предложить государству выкупить надел. При этом он имеет право рассчитывать на компенсационные выплаты. Заявка собственника рассматривается и принимается решение:

  1. Изъять участок с выплатой компенсации.
  2. Предложить равнозначный надел земли.
  3. Осуществлять периодические выплаты.
  4. Отказать в просьбе.

Принятое решение сообщается хозяину земли в течение месяца после подачи заявления.

Границы зон действия

Для установления публичного сервитута необходимо определить границы зон действия этого обременения.

Следует понимать, что обременение может действовать не только в отношении полностью сформированного участка, данные о котором внесены в кадастровый реестр.

Речь может идти о земле, которая находится на стадии оформления. В этом случае оформление сервитута сопровождается постановлением надела на кадастровый учет.

Как установить публичный сервитут

Установление сервитута осуществляется с помощью определенной процедуры. Основанием для обременения является заявление, которое составляется по инициативе заинтересованного лица или государственного органа.

Если его составляет частное лицо, то подавать заявление нужно в исполнительный орган, который занимается подобными вопросами. Орган самоуправления в лице своего представителя должен обращаться в местную администрацию.

В заявлении указывается:

  • участок, в отношении которого требуется установление ограничений;
  • цель процедуры;
  • срок действия обременения;
  • информация о владельцах земли;
  • информация о заявителе.

После подачи заявления оформление сервитута происходит следующим образом:

  1. Государственный орган рассматривает заявку.
  2. Проводится публичное заседание.
  3. Далее выносится решение и издается нормативно-правовой акт (постановление).

Публичное заседание не является обязательным этапом процедуры, так как эта норма не закреплена в законодательстве. Тем не менее, публичный характер обременения позволяет всем заинтересованным лицам высказывать свое мнение. В заседании имеют право принимать участие:

  1. Жители населенного пункта.
  2. Представители юридических лиц, осуществляющих деятельность на конкретной территории.
  3. Владелец участка.
  4. Лица, представляющие органы местного самоуправления.

Во время заседания обязательно ведется протокол. Он содержит следующую информацию:

  • место, где проводилось собрание;
  • повестку дня;
  • мнение участников собрания;
  • результаты ания;
  • решение.

В нормативно-правовом акте содержится информация о земельном участке, его владельце, сроках и цели установления обременения. Действие публичного сервитута начинается с того момента, когда все сведения будут внесены в ЕГРП.

Регистрация публичного сервитута на земельный участок осуществляется с помощью следующих документов:

  1. Заявления от уполномоченного органа власти.
  2. Квитанции, подтверждающей оплату госпошлины.
  3. Нормативно-правового акта, который устанавливает обременение.
  4. Кадастрового плана участка.

Регистрирующий орган имеет право потребовать от заявителя предоставления дополнительных документов.

Частный сервитут

Заинтересованное должно уведомить собственника земельного участка о своем предложении. Это делается с помощью письма, в котором излагаются основания и условия возможного обременения надела. Вся информация должна соответствовать нормам гражданского законодательства.

Обременение в пользу частного лица должно осуществляться на основании соглашения между сторонами. Это письменный договор, который обязательно содержит все необходимые пункты, включая существенные условия. Если форма договора не будет соблюдена, он будет признан недействительным.

Что такое существенные условия? Это информация, наличие которой в документе укрепляет правовое положение собственника участка, как более слабой стороны сделки. Также учитывается, что обременение не должно доставлять трудностей владельцу. К существенным условиям соглашения можно отнести:

  1. Кадастровый номер участка.
  2. Учетный номер части территории.
  3. Вид обременения и необходимые мероприятия для использования участка третьим лицом.
  4. Сведения о сторонах договора.
  5. Цели и основания сервитута.
  6. Сроки действия обременения.
  7. Размер компенсации.
  8. Права и обязанности лица, в отношении которого устанавливается сервитут.

Помимо этого, соглашение об обременении земельного участка должно включать распределение между сторонами следующих обязанностей:

  • кадастровые работы (межевание и т. д.);
  • процедура внесения сведений о земельном участке;
  • госрегистрация обременения.

Это основные существенные условия сделки, но стороны могут внести в документ дополнительные требования.

Далее осуществляется регистрация сервитута, которая подразумевает, что на землю накладывается обременение. Уполномоченная сторона предоставляет:

  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • соглашение сторон или решение суда;
  • кадастровый план.

При этом важно знать следующее:

  1. Кадастровый план подавать не нужно, если обременение накладывается на весь земельный участок.
  2. Если земля находится в долевой собственности, требуется согласие всех владельцев.

Собственник, если он не является заявителем, получает уведомление о наличии обременения в течение 5 дней.

Сервитут на часть участка

Установить обременение на землю с одним владельцем несложно, но что делать, если участок имеет несколько хозяев? Закон разрешает устанавливать сервитуты на такие земли, но при соблюдении следующих нюансов:

  1. Если доли не были выделены. Тогда заинтересованное лицо или государственный орган заключают с соглашение со всеми владельцами. А после этого владелец, на чью часть земли наложено обременение, выделяет границы сервитута.
  2. Если доли были предварительно выделены. Соглашение оформляют только собственник и третье лицо, а остальные совладельцы обязаны лишь предоставить нотариально заверенное согласие.

Соблюдение этих условий является важным для обеих сторон, заинтересованных в сервитуте.

Судебное разбирательство

Обременение на землю может быть связано с большим количеством разногласий, поэтому стороны часто обращаются в суд. Естественно, чтобы получить право пользования чужой землей на основании сервитута, необходимо составить и подать исковое заявление.

Чаще всего иск подается для установления частного сервитута. В заявлении обязательно указывается:

  1. Наименование суда (обычно иск подается в арбитражный).
  2. Информация о заявителе.
  3. Сведения о владельце земельного надела.
  4. Основания для подачи искового заявления.
  5. Обоснование иска с помощью нормативных актов.
  6. Расчет цены иска и размер стоимости сделки при возмездной сделке.
  7. Факты, подтверждающие, что истец пытался разрешить конфликт.
  8. Список документов, которые подаются вместе с заявлением.

Иск обязательно подписывается заявителем или представителем. Следует знать, что суд может не учитывать множество факторов, в том числе и условия сервитута. У него есть право самостоятельно установить все необходимые условия и границы земельного надела. При этом учитываются интересы обеих сторон – и собственника, и третьего лица.

Нередко в судебном процессе возникает вопрос о возмездной сделке, подразумевающей компенсационные выплаты хозяину земли.

Для установления размера таких выплат суд назначает оценивание, которое проводит уполномоченная организация. В случае с частным сервитутом суд не вправе принуждать собственника заключить соглашение об обременении.

Но он может заставить стороны зарегистрировать обременение, если договор (постановление) уже был составлен.

Итак, публичный сервитут – это накладывание обременения на частный участок земли на основании определенного нормативного акта в пользу государства.

Частный сервитут – это соглашение между сторонами для личного пользования землей. Зная, как оформить сервитут на земельный участок, все равно нужно следить за соблюдением своих прав.

А в ситуации, когда эти права нарушаются, необходимо идти в суд и подавать заявление.

Источник: https://ProSobstvennost.ru/zemlepolzovanie/dlya-ustanovleniya-servituta-neobhodimo.html

Публичный сервитут и его особенности

Граница зон действия публичных сервитутов что это

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего.
Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

Что такое публичный сервитут?

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем ания было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Виды

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Особенности

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

  • актами Российской Федерации;
  • актами органов местного самоуправления;
  • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
  • отказать в удовлетворении иска.

Границы зон действия публичного сервитута

Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.

Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

  1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
  2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.

В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

Установление платы за публичный сервитут

Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательное установление оплаты за установление сервитута.

Однако в случае причинения неудобств собственнику или третьим лицам (арендатору, лицу, которое владеет участком на праве бессрочного пользования) может быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается в судебном порядке или путем переговоров между собственником земельного участка или третьими лицами и органами местного самоуправления (администрацией города или сельского поселения).

Как правило, чиновники адекватно реагируют на выплату компенсации землевладельцу, если последний не препятствует установлению сервитута в интересах государства.

Публичный сервитут устанавливается ради общественного блага, и поэтому каждый гражданин должен знать о своих правах и обязанностях. Если установление сервитута неизбежно, но обременение доставляет вам большие неудобства, вы всегда можете отстоять свои права путем переговоров с местной властью или обратиться в суд.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj.html

Публичный сервитут на земельный участок: границы зон действия, протокол слушаний, установление, кадастровый учет

Граница зон действия публичных сервитутов что это

Наряду с частным обременением существует еще одна его разновидность – публичный сервитут. Его отличительной чертой является то, что он утверждается только решением органа госвласти, при этом земельный надел не изымается в пользу государства. Об особенностях публичного обременения и способах его установления речь пойдет ниже.

Что такое публичный сервитут

Публичный или государственный сервитут это:

  • Субъективное право (собственник земли вправе требовать оформления обременения от землевладельца смежного надела для ограниченного пользования).
  • Способ обременения.
  • Оформляется на постоянной основе или носит бессрочный характер.

Признаки публичного обременения:

  • Его утверждение происходит для обеспечения общественного или государственного интереса.
  • Оформление происходит на основании правового акта.
  • Основанием вынесения акта являются итоги общественных заседаний.

Оформление публичного обременения необходимо для осуществления следующих целей:

  1. Перемещение (передвижение) через участок.
  2. Территория чужого участка необходима для проведения ремонтных работ, связанных с коммунальными, инженерными линиями и электросетями, а также объектов дорожного благоустройства.
  3. Выполнение дренажных мероприятий.
  4. Для осуществления водозабора из объектов водного фонда.
  5. Для обеспечения прогона и выпаса с/х животных.
  6. Для осуществления работ по сенокошению в определенный сезонный период.
  7. Для организации охоты и рыболовства.
  8. Для проведения временных геодезических работ, а также проведения исследований.
  9. Обеспечение свободного прохода к прибрежной линии водного объекта.

Данный список не является исчерпывающим.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативно-правовым актом:

  • законодательным актом;
  • другим НПА РФ;
  • НПА субъекта РФ;
  • НПА органа местного самоуправления.

Утвержденное обременение не должно никаким образом затруднять эксплуатацию участка его владельцем.

В случае возникновения таких «преград» землевладелец вправе потребовать изъятия (выкупа) своего участка государством с предоставлением аналогичного либо с полной компенсацией убытков.

Для этого лицо, чьи интересы нарушены, обращается в уполномоченный орган с предоставлением полного расчета убытков. Данную калькуляцию выполняет специализированная организация на момент выплаты компенсации.

В результате рассмотрения подобных заявлений собственника уполномоченный орган принимает следующие меры в течение месячного срока:

  • изымает участок у собственника путем выкупа с компенсацией убытков;
  • предоставляет равнозначный участок с компенсацией убытков;
  • производит соразмерные выплаты;
  • отказывает в требовании.

Далее мы расскажем про границы зон действия публичных сервитутов: что это такое и для чего требуется.

Кадастровый учет

Оформление публичного сервитута на участок возможно только после того, как он пройдет официальную процедуру кадастрового учета. Обременение может быть утверждено на всю территорию участка или на конкретную его часть.

Постановка на учет означает внесение данных об утверждении публичного обременения в государственный кадастр объектов недвижимости.

Данный учет уполномочено осуществлять специализированное агентство (Роснедвижимость), а также его территориальные управления и подразделения.

Для учета необходимо представить заявление и перечень документации, среди которой обязательным является наличие межевого плана публичного обременения с указанием границ его действия.

Виды обременений

Разграничение осуществляется на основании целей их утверждения. Кроме описанных выше задач, обременение может оформляться в отношении следующих объектов:

  • Водный фонд (сервитут определяет ограниченное право каждого гражданина пользоваться объектами водного фонда общего пользования; публичный водный сервитут оформляется для забора водных ресурсов без специальных технических приспособлений, для организации водопоя с/х животных, для передвижения небольших плавательных средств).
  • Лесной фонд (сервитут предполагает возникновение права у граждан беспрепятственного и бесплатного нахождения на территории объектов лесного фонда, сбора и использования пищевых лесных ресурсов, участия в различных незапрещенных мероприятиях).
  • Публичный сервитут на дорогу — участки территории в пределах зон отвода автодорог общего пользования федерального значения (публичные обременения устанавливаются для проведения работ по прокладке, переносу и переоборудованию технических коммуникаций и их использованию).

Далее мы поговорим про порядок установления публичного сервитута на земельный участок.

Процедура оформления

Итак, как установить публичный сервитут на земельный участок? Утверждение его проходит несколько последовательных стадий.

Обращение с заявлением

Правом подачи наделены граждане и организации, госорганы или органы на местах. До сих пор в законодательстве существует недочет в урегулировании вопроса о том, в какой орган обращаться с заявлением. Практика сводится к тому, что для оформления публичного обременения необходимо обращаться либо к законодательным органам, либо органам исполнительной власти.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • данные об участке, на котором планируется установить обременение.
  • цели его утверждения;
  • период действия обременения;
  • данные о землевладельцах;
  • данные о заинтересованных лицах.

Рассмотрение заявления

Федеральным НПА определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать заявление и заниматься мероприятиями по оформлению публичного обременения. Данный документ также содержит указание на временные рамки рассмотрения подобного заявления вместе с представленными документами.

Акты, имеющие федеральное значение, не содержат подобных требований.

Организация и проведение публичных заседаний

Данное мероприятие представляет собой одну из разновидностей участия населения в решении публичных вопросов. Результатом таких слушаний должен стать протокол, который устанавливает мнение лиц, участвующих в собрании, по установлению публичного обременения.

В данной процедуре принимают участие:

  • заинтересованное население конкретной территориальной единицы;
  • лица, представляющие интересы организаций, которые расположены на конкретной территории;
  • землевладелец, на участке которого планируется установить обременение;
  • лица, представляющие интересы органа госвласти или местного самоуправления.

Принятие решения и издания НПА

Решение об установлении обременения должно содержаться в НПА с указанием следующих данных о:

  • земельном участке;
  • его месте нахождения;
  • кадастровом номере, который присваивается в процессе проведения межевания границ участка;
  • землевладельце, чей участок обременяется;
  • наименовании обременения и его содержание;
  • периоде действия обременения и иные условия.

Процедура регистрации

Обременение начинает действовать с момента его госрегистрации – внесения сведений о нем в ЕГРП.

Протокол общественных слушаний

Итогом общественных заседаний являются следующие документы:

  • список участников;
  • протокол общественного слушания;
  • перечень поступивших вопросов и примечаний.

Однако определяющим документом является протокол, который должен содержать следующую информацию:

  • место проведения заседания;
  • обсуждаемый вопрос;
  • участники с описанием их мнения по установлению публичного обременения;
  • результаты публичного заседания с указанием числа лиц, проавших «за», «против» и «воздержались»;
  • итоговое решение.

Нормы земельного законодательства предписывают, что для принятия решения об оформлении публичного обременения итоги заседания лишь принимаются во внимание.

Постановление об установлении обременения

На основании итогового решения общественного заседания госорган выносит постановление об установлении публичного обременения. Данный документ содержит:

  • решение об установлении обременения;
  • сведения об участке с указанием кадастрового номера, места расположения;
  • цели оформления сервитута;
  • распоряжение по прохождению процедуры госрегистрации конкретной организации;
  • распоряжение по публикации документа в официальных СМИ;
  • указание конкретного лица, который обязан осуществлять контроль над исполнением постановления.

Следующее видео расскажет еще больше о публичных сервитутах, их установлении, оспаривании и подобных нюансах:

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/publichnyj.html

Земельный сервитут

Граница зон действия публичных сервитутов что это

Сервитут – это ограниченное право одного или нескольких субъектов использовать земельный участок другого лица в заранее определенных и четко указанных целях. Например, если Вы можете попасть, на свой земельный участок, только проехав через землю соседа, Вы   вправе требовать от соседа установления в вашу пользу земельного сервитута.

Можно также привести пример, когда земельный  участок длинной полосой растянут вдоль озера или реки, и попасть на пляж возможно только через Ваш надел. Тогда органы местного самоуправления могут наложить обременение на ваш участок, чтобы обеспечить согласно законодательству свободный доступ всех граждан  к федеральному водному объекту.

Суть сервитута состоит в том, чтобы любое лицо могло равноправно с другими участниками гражданского оборота использовать  свое имущество (земельный участок) при  ограниченном  к нему доступе.

Частный земельный сервитут

Частный сервитут обеспечивает соблюдение законных прав  того или иного  лица , например, подход к своему жилому строению по земле соседа. Он устанавливается по специальному соглашению, которое регистрируется  в Россреестре, как обременение земельного участка.

Если  такое соглашение    между заинтересованным лицом и правообладателем участка, по которому осуществляется проход, не достигнуто, то право установить сервитут можно истребовать в судебном порядке.

Если причины, по которым требуется установить сервитут, суд сочтет уважительными, иск удовлетворят.

Публичный земельный сервитут

Данный вид  сервитута    устанавливается на основании какого-либо нормативного правового акта органа самоуправления или органа власти (то есть уже не по соглашению сторон). Основные цели, под которые накладывают публичный сервитут, это:

— возможность безотложного ремонта линейных сооружений, таких как ЛЭП, автодороги общего пользования, газопроводы, водоводы и т.д.

— потребности сельскохозяйственного  производства;

— доступ к бечевнику (береговой полосе общего пользования водного объекта);

— проведение инженерных изысканий, размещение различных геодезических знаков.

Так, например,  в силу  п. 16  Постановления Правительства РФ от 24.02.   2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»  работники электросетевых компаний вправе беспрепятственно подходить и подъезжать  к поврежденным опорам и трансформаторным подстанциям.

Данная норма может быть истолкована как установление указанным Постановлением правительства публичного сервитута. Однако здесь возникает вопрос, требуется ли в таком случае принятие дополнительного акта и установление на местности границ использования обременения. Сегодняшнее законодательство ответа на этот вопрос не дает.

Если у Вас на участке находится ЛЭП и в отношении нее установлена охранная зона, Вы можете в любом случае обязать сетевую организацию установить сервитут в судебном порядке. Публичный сервитут  охраной зоны объектов электросетевого хозяйства  в добровольном порядке сетевыми организациями, как правило, не устанавливается.

Публичный сервитут и охранные зоны

Утверждение  о том, что при установлении охранных зон устанавливается сервитут,  не всегда верно, поскольку строительство линейных объектов (газопроводов, ЛЭП, Водоводов)  могло быть осуществлено еще в далекое советское время, когда действовало совершенно иное законодательство.

Кроме того, позиция эксплуатирующих организаций, как правило, сводится к тому, что  для обслуживания ВЛ никаких сервитутов не нужно, так как в Правилах прописано право доступа сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства, требующим ремонта.

Из этого следует, что вопрос, должен быть сервитут на охранные зоны электропередач или нет, является дискуссионным, он должен разрешаться в судебном порядке.

В то же время такой нормативно-правовой акт,    как Постановление Правительства РФ от 20.12. 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»  содержит норму (п.28), согласно которой собственник газораспределительной сети  с целью доступа  к охранной зоне заключает специальное соглашение об установлении сервитута.

  Данная норма дает право требовать заинтересованному лицу установления соответствующей платы за использование его участка газовой организацией. Охранная зона для сервитута будет иметь здесь существенное значение. Из буквального толкования п.

28 указанного Постановления право требования установить сервитут будет возможным только при наличии зоны отчуждения.

Сервитут под охранной зоной     устанавливается Постановлением главы муниципального образования, например городского округа, где находится газовый объект. Об этом свидетельствует Многочисленная практика установления сервитута при наличии охранной зоны органами местного самоуправления.

Важно знать! Требовать плату за использование земельного участка на условиях публичного сервитута можно только, когда такое использование создает существенные трудности и обременения для правообладателя земли или невозможность использования земельного надела по целевому назначению.

Регистрация сервитута

Регистрация и установление сервитута в едином государственном реестре недвижимости согласно ст.23 Земельного кодекса РФ обязательны.

Действия по регистрации включают:

  1. Обращение к кадастровому инженеру для образования части земельного участка, в отношении которой требуется установить сервитут.
  2. Заключение соглашения об установлении сервитута.
  3. Получение выписки из ЕГРН с указанием части участка в отношении которой установлен сервитут, а так же сведений о правах лица, в интересах которого имеется ограничение в использовании земли.

Некоторые распространенные вопросы по земельному сервитуту

       1. Охранные зоны линий электропередач — являются ли сервитутом?

Законодательство не дает однозначного ответа на такой вопрос.

Подзаконные акты, регулирующие  установление  охранных зон, указывают нам на то, что лица, осуществляющие ремонт объектов электросетевого хозяйства, имеют право на беспрепятственный доступ к ним.

Однако, учитывая, что сервитуты подлежат обязательной регистрации в ЕГРН, скорее всего, его можно считать установленным  с даты внесения соответствующей записи в государственный реестр.

  1. Где прописываются условия пользования сервитутом?

Эти условия прописываются в соглашении между пользователем и собственником участка. Следует иметь в виду, что они не могут входить в противоречие с  нормами  ГК РФ, ЗК РФ, других  нормативно-правовых  актов. Для публичного сервитута такой порядок регламентируется соответствующим законом.

         3. Есть ли такое понятие, как государственный сервитут?

Нет,  в законодательной терминологии есть только  понятия публичного и   частного сервитута. Под государственным, как правило, подразумевают публичный сервитут.

Предлагаем наши качественные услуги по установлению сервитута:

— подготовка соглашения об установлении сервитута ( при необходимости);

— установлению границ сервитута и внесение их в государственный реестр недвижимости;
— регистрация обременения в едином государственном реестре недвижимости.

Заказать услуги можно по телефону (812) 909-31-95 или напишите нам info@jurist-dolina.ru

Источник: https://jurist-dolina.ru/%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82/

Установление публичного сервитута на земельный участок

Граница зон действия публичных сервитутов что это
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !

Вам требуется проложить систему газификации через чужую территорию? Или вы хотите пользоваться водопроводной колонкой, расположенной на соседнем участке?

В таком случае вам понадобится получить право на ограниченное использование данной земли, то есть оформить сервитут. Для обеспечения интересов власти и местного населения устанавливаются публичные сервитуты.

Публичный сервитут на земельный участок: что это?

При оформлении на какую-либо землю публичного сервитута право ограниченного использования участка появляется у всего местного населения или у отдельной группы людей. Основной особенностью данной разновидности обременения является обеспечение интересов органов власти и общественности.

Например, если на определённом участке требуется провести работы с целью установления электрических линий или иных инженерных сетей, организация не может просто приступить к выполнению заказа.

Предварительно она должна получить допуск на территорию. Как правило, подобные работы занимают длительный промежуток времени. Чтобы не нарушить интересы собственника земли, необходимо получить сервитут.

К другим примерам действия публичного сервитута относят:

  • прогон животных через чужую территорию;
  • предоставление участка под сенокос либо пастбище;
  • открытие сезона рыболовства и охоты;
  • выделение участка для осуществления исследовательских работ;
  • предоставление территории для проведения ремонтных или строительных работ;
  • и т. д.

Если добиться оформления сервитута не получается, его установление может быть осуществлено через суд при наличии у заявителя существенных оснований.

Цели публичного сервитута

Как указывалось выше, основные цели установления данного обременения – защита интересов местного населения и органов власти.

Если гражданам требуется получить доступ к чужой территории (например, чтобы воспользоваться водопроводной колонкой), без оформления сервитута не обойтись.

Чтобы заявление гражданина, желающего получить ограниченный доступ к определённой земле, было рассмотрено в нужной инстанции, ему необходимо иметь веские причины для назначения сервитута. В противном случае уполномоченный орган откажет в одобрении запроса.

Определение зоны действия публичных сервитутов

Действие обременения распространяется лишь на конкретную территорию. Чтобы определить, на какой зоне публичный сервитут будет действовать (то есть обладать юридической силой), необходимо:

  • заказать изготовление проекта межевания (это уполномочен сделать квалифицированный кадастровый инженер);
  • получить межевой план территории.

В межевом проекте должна содержаться информация о границах действия оформленного сервитута. Если обременение распространяется лишь на один участок, это обязано быть зафиксировано в данном документе.

При установлении ограничения на большее количество объектов недвижимости зона, под которую попадает действие обременения, должна быть отражена в проекте полностью.

Процесс установления публичного сервитута

Чтобы добиться назначения данного обременения, необходимо следовать указанному ниже алгоритму действий:

  1. составить заявление, оформляемое в письменном виде (вы вправе написать запрос в свободной форме или получить в администрации бланк, используемый для подобных случаев);
  2. направить данный запрос в исполнительный орган (если речь идёт о нуждах субъекта РФ) или в отделение местной администрации;
  3. дождаться рассмотрения заявления уполномоченной инстанцией (в случае одобрения запроса организуются и проводятся публичные слушания, к которым может быть приравнен сход местных жителей);
  4. дождаться вынесения органом власти соответствующего акта, подтверждающего установление публичного сервитута.

Чтобы заявление было принято уполномоченной инстанцией, в нём важно указать информацию о месте расположения участка, цели назначения обременения, его примерные сроки, данные о лицах, на которых будет распространяться действие сервитута.

Чтобы сервитут обрёл юридическую силу, право ограниченного распоряжения участком должно быть зарегистрировано в едином Росреестре. Сведения об обременении подлежат внесению в базу данных ЕГРН.

Обращение в суд

Если уполномоченная инстанция отказала в вынесении решения о назначении обременения, заинтересованное лицо вправе оспорить её ответ и установить сервитут в принудительном порядке.

Чтобы добиться вынесения решения в пользу заявителя, требуется дополнить иск документами, способными подтвердить позицию истца (то есть доказать, что установление обременения крайне необходимо).

Величина платы за публичный сервитут

Стоимость платы за использование чужой территории зависит от разновидности сервитута, пожеланий владельца участка, правовых ограничений и некоторых других факторов.

Однако окончательное решение о величине сбора принимает уполномоченный орган власти, устанавливающий обременение.

Информация о стоимости платы должна быть зафиксирована в документе, на основании которого произошло назначение сервитута.

Если изначально в акте органа власти не была указана сумма, взимаемая за пользование участком, его владелец вправе обратиться в судебную инстанцию с иском о взимании определённого сбора в свою пользу. В этом случае размер платы будет зафиксирован в судебном постановлении.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !

Источник: https://metrtop.ru/zemlya/ustanovlenie-publichnogo-servituta/

Сrimea-jurist
Добавить комментарий