Гражданский иск в административном судопроизводстве

Содержание
  1. Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус
  2. Судебное разбирательство по административному делу
  3. Сроки и решения в административном судопроизводстве
  4. Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу
  5. Отложение судебного разбирательства по административному делу
  6. Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим
  7. Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица
  8. Гражданский иск в административном процессе
  9. Что представляет собой Административное исковое заявление
  10. Подача административного искового заявления
  11. Несколько особенностей административного иска
  12. Административное исковое заявление – что это такое
  13. Подача административного искового заявления
  14. Гражданский иск в уголовном процессе
  15. Подготовка и подача административного иска
  16. Примерный образец возражения на исковое заявление
  17. Понятие и элементы иска в гражданском процессе
  18. Порядок уточнения исковых требований в гражданском производстве
  19. Особенности административного судопроизводства
  20. Уточненное исковое заявление в гражданском процессе
  21. Дела административного судопроизводства, подсудность
  22. Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства
  23. Подсудность дел административного судопроизводства

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус

Гражданский иск в административном судопроизводстве

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца. 

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений: 

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.

В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.

Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.

Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. 

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.

Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям: 

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица. 

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются: 

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.

Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.

При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. 

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.

В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.

На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Источник: //pravovedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Гражданский иск в административном процессе

Гражданский иск в административном судопроизводстве

1. Комментируемая статья устанавливает общие правила соединения и разъединения исковых требований. Соединение исковых требований способствует более быстрому и правильному разрешению исковых дел, экономии времени, сил и средств.

Разъединение исковых требований диктуется целесообразностью, разными правилами разбирательства дела и социальной значимостью заявленных требований.

Соединение в одном исковом заявлении нескольких исковых требований к одному и тому же ответчику для рассмотрения в одном и том же процессе принято называть объективным соединением исков.

Субъективное соединение исков — объединение требований нескольких истцов на один объект спора (предмет иска) или вовлечение в процесс нескольких ответчиков. В этом случае идет речь о соучастии (ст. 40 ГПК РФ).

2. Судья вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько дел одного истца к различным ответчикам и различных истцов к одному и тому же ответчику в одно производство для совместного рассмотрения. Объединение дел возможно лишь при условии, что оно приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров.

Исковые требования могут быть соединены как по инициативе истца, так и по инициативе суда.

Обязательными условиями соединения исковых требований являются взаимосвязь их между собой и целесообразность рассмотрения и разрешения в одном процессе.

Это означает, что соединение исковых требований в одно производство допустимо в случаях, когда наличие спорящих лиц, характер спора, предмет и основание исковых требований, доказательства, необходимые для разрешения спора, дают безусловную возможность быстрого и правильного разрешения спора.

3. Объединение нескольких исковых требований в ряде случаев может быть обязанностью суда. По отдельным категориям дел в законодательстве содержатся прямые указания относительно необходимости разрешения судом не заявленного истцом требования. Например, в ст.

24 СК РФ устанавливается, что при расторжении брака между супругами при отсутствии согласия о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей или нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размере этих средств либо о разделе общего имущества суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода, в каких размерах и с кого из родителей взыскиваются алименты на детей, а также по требованию супругов произвести раздел имущества и определить размер содержания супругу, имеющему право на такое содержание.

Иногда на необходимость объединения нескольких исковых требований прямо указывают высшие судебные инстанции (см. п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»).

Например, в случае, когда одновременно с иском о расторжении брака заявлено требование о взыскании алиментов на детей, однако другая сторона оспаривает запись об отце или матери ребенка в актовой записи о рождении, суду следует обсудить вопрос о выделении указанных требований из дела о расторжении брака для их совместного рассмотрения в отдельном производстве.

4. В отдельное производство могут быть выделены одно или несколько требований, соединенных истцом, а также соединенные требования нескольких истцов к нескольким ответчикам.

О соединении или разъединении исковых требований выносится определение. Определение судьи о соединении и разъединении исковых требований не подлежит обжалованию, так как не препятствует движению гражданского дела.

Что представляет собой Административное исковое заявление

Написание искового заявления, при обращении граждан в суд – это прямой инструмент для защиты своих прав и интересов.

В зависимости от отрасли права, делопроизводство при подаче иска может осуществляться, например, по Уголовному или Административному Кодексу. По каждому из них имеются свои особенности, тонкости и правила грамотного оформления иска. Остановимся подробнее на административном исковом заявлении.

Основной особенностью данного заявления является то, что спорными сторонами в суде могут выступать только лишь гражданское лицо с одной стороны и государственный орган/лицо с другой. То есть, иски с двумя гражданскими либо физическими лицами уже не относятся к ведению административного делопроизводства.

Вопросы подачи, оформления и дальнейшего продвижения административного иска прописаны в Кодексе Административного судопроизводства или КАС.

Момент начала производства административного дела в суде начинается с предъявления заявления. Административное исковое заявление подается только в письменной форме и должно содержать в себе следующую информацию и реквизиты:

  • официальное название суда в который подается заявление;
  • Ф.И.О., дата рождения, место жительство для истца, как физическое лицо;
  • наименование и адрес организации для истца, как юридическое лицо;
  • Ф.И.О., дата рождения, место жительство для ответчика, как физическое лицо;
  • наименование и адрес организации для ответчика, как юридическое лицо;
  • подробное описание информации о факте нарушения прав и интересов истца;
  • подведения итогов, в виде окончательных и обоснованных требований к ответчику;
  • дата и подпись заявителя;
  • приложение, в виде копий документов, имеющих прямое отношение к делу.

В тексте заявления не допускается наличие грамматических ошибок, нелексических слов и использование сокращений. Данные о суде, заявителе и истце оформляются в углу в виде «шапки» документа. После по центру пишется название документа исходя из характера иска, т.е. «Исковое заявление о…».

Далее идет основная часть, в виде описания ситуации и сути претензий. Такс должен носить спокойный характер, без эмоциональных высказываний. Факты подлежат описанию кратко и по делу с указанием конкретных дат. В заключении, основываясь на нормах права, высказывается в порядке перечисления требования по иску.

Описание приложения и подпись – завершающие моменты написания административного искового заявления.

Подача административного искового заявления

Согласно действующему КАС РФ, изначально перед подачей заявления в суд, законодатель требует от истца использовать попытку досудебного разрешения спора. Согласно этому составляется досудебная претензия, которая выглядит как способ мирного урегулирования ситуации.

При отказе либо бездействии со стороны ответчика на нее, заявитель имеет полное право начать разбирательство уже в суде.

Письменное предъявление права в суд по спорному вопросу может осуществляется лично истцом, его представителем либо почтовыми услугами. Выбор территориального суда для подачи иска зависит от того, кто выступает ответчиком:

  • если ответчиком выступает государственный орган, то иск подается в суд по месту нахождения данного органа;
  • если ответчик должностное лицо, либо гражданское – иск подается по месту нахождения данных людей.

Грамотное написание и предоставление иска в суд, согласно всем существующим требованиям КАС, подлежит тщательному досмотру судьи. Рассмотрение заявления может длиться от трех до пяти рабочих дней.

При обнаружении ошибок либо недостающих копий документов по делу иск может быть не принят для дальнейшего его рассмотрения. Одним из таких ошибок может быть неоплаченная государственная пошлина.

Сумма пошлины варьируется в зависимости от характера искового заявления. При подаче заявления не имеющих денежных требований к ответчику, государственная пошлина начинается с суммы для физического лица от 300 рублей, для юридического от 2000 и выше.

Для исков, имеющих финансовый характер – размер пошлины начинается от 400 рублей и выше, в зависимости от финансовой оценки имущества.

Несколько особенностей административного иска

  1. Законодатель устанавливает требование к лицам, проявивших себя как заявитель. Для принятия участия в судебном разбирательстве он обязательно должен иметь юридическое образование. При отсутствии такового – истцом может выступать официальный представитель заявителя (адвокат) при наличии доверенности.
  2. Подача встречного иска со стороны уже ответчика в спорную сторону, при рассмотрении административного иска, не предоставляется возможным.
  3. Написание заявления в защиту прав и интересов, возможно путем заполнения готового бланка или по образцу, находящемся в свободном доступе в интернет сетях. Написать иск самостоятельно, учитывая правила, не сложно.
  4. По ходу судебного процесса истцу на любом его этапе представляется возможность изменить свои требования по иску.
  5. Оплата всех судебных издержек, после вынесения судебного решения, ложится на «проигравшую» сторону.

Источник: //copiwriting.ru/grazhdanskij-isk-v-administrativnom-protsesse/

Административное исковое заявление – что это такое

Гражданский иск в административном судопроизводстве

Написание искового заявления, при обращении граждан в суд – это прямой инструмент для защиты своих прав и интересов.

В зависимости от отрасли права, делопроизводство при подаче иска может осуществляться, например, по Уголовному или Административному Кодексу. По каждому из них имеются свои особенности, тонкости и правила грамотного оформления иска. Остановимся подробнее на административном исковом заявлении.

Основной особенностью данного заявления является то, что спорными сторонами в суде могут выступать только лишь гражданское лицо с одной стороны и государственный орган/лицо с другой. То есть, иски с двумя гражданскими либо физическими лицами уже не относятся к ведению административного делопроизводства.

Вопросы подачи, оформления и дальнейшего продвижения административного иска прописаны в Кодексе Административного судопроизводства или КАС.

Момент начала производства административного дела в суде начинается с предъявления заявления. Административное исковое заявление подается только в письменной форме и должно содержать в себе следующую информацию и реквизиты:

  • официальное название суда в который подается заявление;
  • Ф.И.О., дата рождения, место жительство для истца, как физическое лицо;
  • наименование и адрес организации для истца, как юридическое лицо;
  • Ф.И.О., дата рождения, место жительство для ответчика, как физическое лицо;
  • наименование и адрес организации для ответчика, как юридическое лицо;
  • подробное описание информации о факте нарушения прав и интересов истца;
  • подведения итогов, в виде окончательных и обоснованных требований к ответчику;
  • дата и подпись заявителя;
  • приложение, в виде копий документов, имеющих прямое отношение к делу.

В тексте заявления не допускается наличие грамматических ошибок, нелексических слов и использование сокращений. Данные о суде, заявителе и истце оформляются в углу в виде «шапки» документа. После по центру пишется название документа исходя из характера иска, т.е. «Исковое заявление о…».

Далее идет основная часть, в виде описания ситуации и сути претензий. Такс должен носить спокойный характер, без эмоциональных высказываний. Факты подлежат описанию кратко и по делу с указанием конкретных дат. В заключении, основываясь на нормах права, высказывается в порядке перечисления требования по иску.

Описание приложения и подпись – завершающие моменты написания административного искового заявления.

Подача административного искового заявления

Согласно действующему КАС РФ, изначально перед подачей заявления в суд, законодатель требует от истца использовать попытку досудебного разрешения спора. Согласно этому составляется досудебная претензия, которая выглядит как способ мирного урегулирования ситуации.

При отказе либо бездействии со стороны ответчика на нее, заявитель имеет полное право начать разбирательство уже в суде.

Письменное предъявление права в суд по спорному вопросу может осуществляется лично истцом, его представителем либо почтовыми услугами. Выбор территориального суда для подачи иска зависит от того, кто выступает ответчиком:

  • если ответчиком выступает государственный орган, то иск подается в суд по месту нахождения данного органа;
  • если ответчик должностное лицо, либо гражданское – иск подается по месту нахождения данных людей.

Грамотное написание и предоставление иска в суд, согласно всем существующим требованиям КАС, подлежит тщательному досмотру судьи. Рассмотрение заявления может длиться от трех до пяти рабочих дней.

При обнаружении ошибок либо недостающих копий документов по делу иск может быть не принят для дальнейшего его рассмотрения. Одним из таких ошибок может быть неоплаченная государственная пошлина.

Сумма пошлины варьируется в зависимости от характера искового заявления. При подаче заявления не имеющих денежных требований к ответчику, государственная пошлина начинается с суммы для физического лица от 300 рублей, для юридического от 2000 и выше.

Для исков, имеющих финансовый характер – размер пошлины начинается от 400 рублей и выше, в зависимости от финансовой оценки имущества.

Гражданский иск в уголовном процессе

  1. иски с требованием возместить вред, нанесенный в результате хищения имущества, а также его уничтожения или повреждения;
  2. иски с требованием возместить вред, нанесенный гибелью кормильца;
  3. иски с требованием возместить расходы, понесенные в связи с погребением погибшего;
  4. иски с требованием возместить расходы потерпевшего на проведение лечения, усиленного питания, протезирования;
  5. иски с требованием возместить ущерб, причиненный незаконными действиями организаций или должностных лиц, находящихся при исполнении установленных служебных обязанностей;
  6. иски с требованием компенсировать моральный вред.

Осуществить предъявление иска гражданин может самостоятельно или посредством представительства в суде своих интересов. В роли законных представителей гражданского истца могут выступить родители или усыновители, а также, в установленных законом случаях, опекуны или попечители. В случае осуществления судебного представительства лица на основании поручения, в качестве представителей могут выступить адвокаты или иные лица, имеющие соответствующее поручение, данное истцом.

Данное отношение наблюдается самых различных общностях людей — от всего общества целом до семьи, дружеской компании.

Корф своей работе Административная юстиция России Нет никакого сомнения, и это признается как друзьями, так и недругами административной юстиции, что источником и образом построения административного процесса послужил процесс гражданский, столетние принципы последнего были применены ко вновь родившемуся веке административному процессу.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что процессуальные особенности рассмотрения административных дел подтверждают недопустимость растворения их исковой процедуре гражданского процесса. В этом процессе качестве основания возбуждения дела выступает сегодня не иск, а жалоба подача встречной жалобы невозможна.

Число таких судебных дел будет возрастать по мере сокращения перечня органов исполнительной власти, должностные лица которых ныне вправе налагать административные взыскания. Немаловажное значение имеет и установление процессуальных сроков, отображающих специфику административных.

Правовая основа гражданского иска уголовном процессе представлена. В дальнейшем, критикой понятия притязания было выяснено, что существенной разницы между этим понятием и римской, которую находил Виндшайд, действительности.

Нам представляется, что данная позиция не отвечает требованию единства и универсальности иска как средства судебной защиты прав и законных интересов. В противном случае можно говорить не об иске, а претензии, жалобе, заявлении.

К ним относятся правообразующие факты например, факт заключения договора куплипродажи жилого дома с соблюдением установленных законом требований порождает у истца право собственности на дом правопрепятствующие факты например, несоблюдение обязательной нотариальной формы сделки или уклонение прошлом от выполнения своих родительских обязанностей недееспособными, нуждающимися помощи родителями правоизменяющие факты например, тяжелое материальное или семейное положение алиментообязанного лица правопрекращающиеся факты например, истечение срока договора аренды имущества. Получается, что право на иск как право на получение защиты продолжает существовать независимо от истечения исковой давности, независимо от возможности получить защиту от юрисдикционного органа.

Подготовка и подача административного иска

  • признать не действующим нормативный правовой акт полностью или в части;
  • признать незаконным решение, действие или бездействие решения органа власти или иного органа, наделенного властными полномочиями;
  • обязать административного ответчика вынести определенное решение, совершить определенные действия или воздержаться от их исполнения с целью устранить нарушения права административного истца;
  • установить наличие или отсутствие полномочий у административного ответчика принять решение по конкретному вопросу;
  • иные требования, связанные с целью защиты прав, законных интересов и свобод в сфере публичных отношений.

Составление административного искового заявления начинается с указания наименования суда, определяемого в соответствии с правилами родовой и территориальной подсудности: как правило, это районные суды по месту нахождения административного ответчика. Обязательные сведения в отношении административного истца и ответчика, которые указываются в административном иске, в КАС РФ по сравнению с ГПК РФ расширены:

Примерный образец возражения на исковое заявление

Истцом, (указать Ф.И.О. истца), _________ (указать дату подачи искового заявления) был подан иск, в котором истец требует _________________ (далее указать требования, выдвигаемые истцом. Требования истца должны быть изложены понятно и доступно со всеми необходимыми подробностями, имеющими значение для производства по делу).

Возражение может быть выдвинуто как по поводу материальной стороны вопроса, так и по поводу процессуальной. То есть, ответчик может направлять возражение о своем несогласии не только с размером требований истца в денежной форме, но и касаемо имеющихся нарушений норм процессуального и материального права.

Понятие и элементы иска в гражданском процессе

Структура заявления в суд играет достаточно значимую роль. Суть в том, что элементы иска – это его обязательные части, наличие которых характеризует представленный документ как процессуальный. В действующем законодательстве России существуют положения, которые рассказывают о форме заявления в суд.

Они представлены в статье 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Но в представленной норме закреплены лишь отдельные реквизиты, которые должны быть в иске. О его непосредственных элементах в кодексе не упоминается. Таким образом, теория структуры иска имеет доктринальный характер.

Элементы иска, сам иск и рождаемые им правовые последствия, согласно материальному взгляду, это фактическая возможность удовлетворения своих интересов, которые предусмотрены действующим законодательством.

Таким образом, при помощи упомянутой в статье категории можно не только отстоять свои законные интересы, но также изменить ранее существующий юридический статус и положение дел.

На сегодняшний день представленная трактовка является наиболее популярной, потому что она объясняет не только статус иска в праве, но еще и последствия, которые он порождает. Тем не менее данный тезис не является проблемой для рассмотрения категории с других ракурсов.

Порядок уточнения исковых требований в гражданском производстве

  • наименование судебного органа;
  • сведения об истце и его контактные данные;
  • информация об ответчике;
  • основные сведения о гражданском деле, принятом к рассмотрению;
  • основания и аргументы в пользу замены претензий;
  • доказательства и ссылки на законодательство;
  • старые и новые требования;
  • просьба о замене предмета или оснований;
  • дата составления документа, личная подпись и перечень прилагающих документов.

Судебные разбирательства являются для граждан РФ надежным инструментом защиты собственных прав и законных интересов. Когда кто-то ущемляет вашу правовую позицию, необходимо отстаивать справедливость всеми доступными способами, например, посредством подачи административного или гражданского иска в суд. Подготовить образец заявления не всегда просто, вед надо знать основы ГПК, КАС, отдельные федеральные законы, акты и постановления, уметь применить теоретическую базу на практике. Отсутствие необходимых знаний приводит к тому, что после оформления заявления необходимо уточнение исковых требований.

Рекомендуем прочесть:  В Каких Случаях Можно Подать На Алименты На Детей

Особенности административного судопроизводства

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

Уточненное исковое заявление в гражданском процессе

Любой документ истца необходимо рассматривать с точки зрения его использования не только истцом, но и судом.

В связи с этим указанные вобразце уточнения к исковому заявлению реквизиты, не все из которых обязательны на основании ГПК РФ, позволят истцу / его представителям, а также судье лучше ориентироваться в деле, что на практике будет дополнительным фактором качественного и всестороннего рассмотрения дела по существу.

  • Номер дела, фамилию судьи. Это особенно актуально в случае подачи документов в суд через канцелярию или почтовым отправлением.
  • Порядковый номер уточнения и, если это возможно, краткое изложение сути уточнения.
  • Если уточнения являются незначительными или изменяется только 1 исковое требование из многих, для предотвращения возникновения противоречия между документами целесообразно дополнительно указывать, что остальные требования, указанные в исковом заявлении, остаются без изменения.

Итак, именно с корректного определения предмета и основания иска начинается формирование Вашего обращения в суд, т.е. подготовки искового заявления. Вообще формирование предмета иска в конечном счете определяет и способ защиты в суде и обстоятельства подлежащие доказыванию. При этом, всегда необходимо иметь ввиду ст. 39 ГПК РФ (ст.

49 АПК РФ), согласно которым истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить или основание или предмет иска. Одновременное изменение и основание и предмет иска недопустимо. Если без этого обойтись нельзя, тогда необходимо обращаться в суд с новым исковым заявлением.

Вот почему так важно сразу определиться со стратегией, так как потом менять способ защиты будет уже сложнее.

Если говорить простым языком, предметом иска является то, на что направлены действия истца, о чем собственно иск. Какой спорный момент должен рассмотреть суд в ходе судебного разбирательства. То есть чего конкретно хочет истец обращаясь в суд с исковым заявлением.

14 Июл 2018      piterurist         209      

Источник: //urpiter.ru/dolya-kvartiry/grazhdanskij-isk-v-administrativnom-protsesse

Дела административного судопроизводства, подсудность

Гражданский иск в административном судопроизводстве

Введение 15.09.2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ привело к выделению исков, рассматриваемых в рамках дел административного судопроизводства, имеющих свою специфику и отдельную регламентацию.

По своей сути дела административного судопроизводства представляют собой административные иски к органам власти, направленные на защиту либо нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов граждан и организацией, вытекающие из публичных правоотношений (т.е. государственной деятельности). Раньше такие дела рассматривались в порядке, установленном подразделом III ГПК РФ, который утратил силу с 15.09.2015 г.

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Кодекс административного судопроизводства (далее КАС РФ) называет следующие виды административных дел:

– по административным искам об оспаривании нормативных правовых актов, признании их недействующими полностью или в части. Детальная регламентация правил подачи административных исков, определения надлежащего истца, перечень прилагаемых документов, применения мер предварительной защиты и бремя доказывания установлены гл. 21 КАС РФ;

– по административным искам об оспаривании (признании незаконными) решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, по административным искам о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц, в том числе по административным искам об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по исполнению решения судов. Регулированию особенностей различных стадий данных дел установлены гл. 22 КАС РФ;

– по искам об оспаривании актов наделенных государственными полномочиями некоммерческих организаций (решений, действий и бездействий). Это, например, оспаривание результатов кадастровой оценки – гл. 25 КАС;

– по искам граждан России о защите избирательных прав, права на участие в референдуме (гл. 24 КАС);

– по искам, вытекающим из права на судопроизводство в разумный срок, на исполнение решения (иного судебного акта) в разумный срок, взысканию в связи с нарушением указанного права компенсации (гл. 26 КАС);

– дела, связанные с деятельностью судей (гл. 23 КАС);

– иные: к ним относятся иски государственных органов и должностных лиц, например, об установлении административного надзора, о помещении в специальное учреждения иностранных граждан, подлежащих депортации и т.п.

Кодекс административного судопроизводства предъявляет повышенные требования к форме и содержанию административного искового заявления, к лицам, участвующим в деле, к соблюдению досудебного порядка рассмотрения спора и истребованию доказательств.

Конечно, лучше воспользоваться помощью юриста при намерении обратиться в суд за защитой нарушенного права, тем более, что ст. 112 КАС позволит взыскать расходы на оплату услуг представителя с ответчика.

Но такие суммы будут взысканы только в «разумных» пределах (весьма оценочное понятие) и за счет средств бюджета РФ (а значит, срок исполнения решения может занять около 3 месяцев).

Подсудность дел административного судопроизводства

Особенности дел административного судопроизводства предопределили фактическое устранение от участия в них мировых судей. Такое же правило действовало и в ГПК – основной инстанцией, рассматривающей дела из публичных правоотношений признается районный суд .

Таким образом, по общему правилу административное исковое заявление подается в районный суд, если для административного дела не установлено иное правило.

Суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, связанные с квалификационными экзаменами на судей и в сфере судебной власти, о признании недействующими (незаконными) нормативно-правовые акты уровня субъекта РФ и муниципальной власти, в сфере деятельности политических партий, религиозных организаций и СМИ (региональных отделений и местного уровня), в сфере нарушений избирательного права, требования о компенсации за нарушения права на судопроизводство.

Верховный суд России уполномочен в качестве суда 1 инстанции рассматривать дела об оспаривании нормативно правовых актов федерального уровня, индивидуальных (ненормативных) актов Президента, Федерального собрания, Правительства РФ, приостановлении деятельности СМИ (распространяемых в 2 и более субъектах РФ) и др. исключительные дела федерального уровня.

Территориальная подсудность определяется по общему правилу: иск подается по месту жительства или нахождения ответчика. Если оспаривается действие должностного лица, то иск предъявляется в суд по месту нахождения государственного органа, в котором он исполняет обязанности.

Если в качестве ответчика выступает гражданин или организация, который не обладает властными полномочиями (не должностные лица и государственные органы), иск подается по его месту жительства или нахождения организации.

Правила исключительной подсудности предназначены, в основном, для органов государственной власти и лиц, исполняющих публичные функции: иски о помещении иностранных граждан в спецучреждение, госпитализации в медицинскую психиатрическую организацию, противотуберкулезную организацию, о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 23 КАС).

Альтернативная подсудность, т.е. по выбору истца, установлена в следующих случаях:

– административный иск к гражданину, место жительства которого неизвестно, отсутствует в РФ, может быть подан по последнему известному месту пребывания или месту нахождения его имущества;

– административный иск к федеральному органу исполнительной власти можно подать по месту нахождения его территориального органа, если требование истца вытекает из деятельности такого территориального органа;

– административный иск к государственному органу по обжалованию решений, действия и бездействий, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (кроме вопросов обжалования нормативных актов), оспариванию действий муниципальных служащих может быть подан по месту жительства или нахождения (когда административный истец – организация) административного истца.

Если на стороне административного ответчика выступают несколько лиц, то административный истец выбирает суд по месту нахождения любого из них.

Источник: //iskiplus.ru/dela-administrativnogo-sudoproizvodstva-podsudnost/

Сrimea-jurist
Добавить комментарий