Основанием возникновения публичного сервитута является

Содержание
  1. Что может быть основанием возникновения сервитута
  2. Основания и условия установления сервитута
  3. О порядке возникновения, установления, прекращении и регистрации сервитутов
  4. Основания и условия установления сервитута
  5. Законы
  6. Основания установления
  7. Регистрация
  8. Причины, по которым нельзя установить СВ
  9. 17. Сервитут: содержание, виды и прекращение сервитута
  10. Частный сервитут
  11. Публичный сервитут
  12. Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления
  13. Виды обременения
  14. Подробнее о публичном сервитуте
  15. Основания для образования
  16. Принятие решения
  17. Межевание
  18. Договор
  19. Когда прекращается обременение
  20. Публичный сервитут -порядок установления в соответствии с ЗК
  21. Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков по нормативному кодексу?
  22. Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут?
  23. Основания возникновения и прекращения публичного сервитута
  24. Порядок установления публичного сервитута на земельный участок
  25. С чего начать?
  26. куда обращаться
  27. документы
  28. порядок регистрации

Что может быть основанием возникновения сервитута

Основанием возникновения публичного сервитута является

Статья 276 ГК РФ называет два основания для прекращения частного сервитута: расторжение договора и судебное решение. Инициатором прекращения сервитута в этих случаях выступает собственник участка, обремененного сервитутом.

В первом случае причиной прекращения сервитута является отпадение оснований, по которым он был установлен. Во втором случае — невозможность использования земельного участка в соответствии с назначением в результате обременения его сервитутом.

Между тем частный сервитут может прекращаться и в иных случаях:

Основанием возникновения сервитута может быть вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное по иску лица, требующего предоставления сервитута. Возможность установления сервитутов на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления предусмотрена только в отношении частных лесных сервитутов (ч.

Сервитут оформляется в кадастровом органе и регистрируется в ЕГРП.

Основанием для его регистрации может послужить добровольное соглашение граждан, достигших согласия, решение суда и нормативный акт государственной важности.

В случае с частными сервитутами подходят первые два варианта. Публичный сервитут может быть установлен на основании нормативного акта, принятого после проведения соответствующего ания среди граждан.

Земельный участок, находящийся в собственности определенного лица, может потребоваться другим гражданам для совершения определенных задач. В таком случае может возникнуть ограничительное право в виде сервитута, позволяющее другим лицам использовать землю для выполнения конкретных целей. Что может быть основанием для возникновения сервитута на земельный участок?

Основания и условия установления сервитута

  • обеспечение прохода или проезда;
  • необходимость ремонта линий и сетей или дорог;
  • проведение работ по осушению;
  • геодезические работы;
  • работы по эксплуатации водных ресурсов;
  • прогон скота на пастбища;
  • временное использование ЗУ для сенокоса, выпаса скота, охоты и рыболовства; проведение изыскательских работ;
  • обеспечение подхода к берегу водоема.

Рекомендуем прочесть:  Имеет Право Забрать Телефон Судебный Пристав

Такое положение приводит к тому, что при судебном разбирательстве вопросы наличия оснований для установления ЧС решаются самим судом. При этом суды обязаны соблюдать баланс между интересами истца (владельца господствующего ЗУ) и собственником служащего ЗУ.

Помимо обязательной государственной регистрации законом устанавливаются и случаи, когда она не требуется.

Так, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» утверждено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Федерального закона*(85), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Эти права считаются возникшими и без государственной регистрации.

Важным для возникновения прав на землю, если они понимаются как имущественные, является и положение, установленное ст. 1 ГК РФ (ч.

3), о том, что гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Эту норму следует распространять не только на случаи реализации уже приобретенных прав, но и на их возникновение.

О порядке возникновения, установления, прекращении и регистрации сервитутов

  • право прохода и проезда через соседний земельный участок,
  • право прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов через чужую землю,
  • право пользоваться источником воды, находящимся на соседней земле, для обеспечения водоснабжения и мелиорации (ч.1 ст.44 Водного Кодекса):
  • право забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
  • право водопоя и прогона скота;
  • право использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств, (п.3 ст.64 Градостроительного Кодекса):
  • право ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружении, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
  • право ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком для обеспечения проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен;
  • право прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
  • право применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и сооружений;
  • право эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки.
  • ограниченного пользования частью земельного участка, которая занята остающейся в собственности (залоге) недвижимости и необходима для ее использования в соответствии с функциональным назначением;
  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке,
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельные участки;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельных участков в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке,
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

05 Авг 2018      toplawyer         195      

Источник: http://lawyertop.ru/trudovye-dogovora/chto-mozhet-byt-osnovaniem-vozniknoveniya-servituta

Основания и условия установления сервитута

Основанием возникновения публичного сервитута является

По ГК РФ сервитут (СВ) относится к ограниченному вещному праву и с его помощью гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, земельным участком (ЗУ).

Законы

В выпущенном позднее ЗК (ст. 23) рассмотрены вопросы публичного сервитута (ПС), а
также уточнены положения по сервитуту ЗУ.

Некоторые вопросы применения законов в судах рассмотрены в более поздних документах, например, в Постановлении ВАС №11248/11 от 28.02.12, а также в «Методических рекомендациях о порядке регистрации сервитутов ЗУ» (приказ Минюста №4 от 2005 года).

Основания установления

Главные основания для установления ЧС приведены в ГК. В частности, такими основаниями являются (ст. 274):

  • необходимость прохода и проезда на ЗУ через соседний участок;
  • строительство, эксплуатация или ремонт объектов;
  • других нужд, для обеспечения которых нужен сервитут соседнего участка.

Такое положение приводит к тому, что при судебном разбирательстве вопросы наличия оснований для установления ЧС решаются самим судом. При этом суды обязаны соблюдать баланс между интересами истца (владельца господствующего ЗУ) и собственником служащего ЗУ.

Основания для установления ПС во многом совпадают с основаниями для ЧС. Отличия состоят в том, что ПС устанавливается в интересах РФ, субъекта РФ, местного муниципалитета или проживающего в данной местности населения. Эти основания приведены в ст. 23 ГК.

В их число входят:

  • обеспечение прохода или проезда;
  • необходимость ремонта линий и сетей или дорог;
  • проведение работ по осушению;
  • геодезические работы;
  • работы по эксплуатации водных ресурсов;
  • прогон скота на пастбища;
  • временное использование ЗУ для сенокоса, выпаса скота, охоты и рыболовства; проведение изыскательских работ;
  • обеспечение подхода к берегу водоема.

Регистрация

ЧС регистрируется как вещное право господствующего ЗУ и как обременение служащего ЗУ. ПС регистрируется только как обременение соответствующего ЗУ.

Для регистрации ЧС в местном филиале Росреестра необходимо подать следующие документы:

  • заявление о регистрации сервитута. При регистрации ЧС такое заявление может подать собственник ЗУ, на который устанавливается СВ, или лицо, в пользу которого этот СВ установлен;
  • квитанция об уплате пошлины (в сумме 1500 рублей для частных лиц и 6000 рублей для организаций);
  • договор о сервитуте или судебное решение;
  • кадастровый паспорт с планом, на котором отмечена часть ЗУ, на котором работает СВ (если сервитут действует только на часть ЗУ).

С заявлением о регистрации СВ в Росреестр может также обратиться лицо, которое имеет участок на правах бессрочного пользования, пожизненного владения или аренды на срок более 1 года.

При регистрации СВ гражданин должен предоставить паспорт, а юридическое лицо – набор документов, включающих учредительные документы, приказ о назначении директора, доверенность на лицо, регистрирующее СВ.

Заключенный между двумя сторонами договор может включать следующие пункты:

  • Введение.
  • Предмет договора. Описывается адрес ЗУ, срок действия сервитута, плата за сервитут.
  • Правила пользования.
  • Права и обязанности сторон. Описаны действия, которые должны выполнить стороны.
  • Дополнительные условия. Включают начало действия договора, действие его при изменении собственника и тому подобное.
  • Адреса и реквизиты сторон.

Для регистрации ПС установивший этот СВ орган управления подает в Росреестр заявление о регистрации СВ, квитанцию об уплате госпошлины, нормативный правовой акт об установлении ПС.

При регистрации в случае обращения с заявлением собственника служащего ЗУ запись о регистрации ЧС вносится в раздел III-3 ЕГРП как о обременении права.

Если с заявлением обращается сервитуарий, то запись вносится в раздел II-2 ЕГРП как о вещном праве. При регистрации ПС запись о СВ вносится в раздел обременений.

Если ЧС регистрируется лицом, не являющимся правообладателем, то правообладатель должен быть поставлен в известность о регистрации обременения ЗУ. Собственник ЗУ, на который установлен ПС, также должен получить соответствующее уведомление в течение 5 дней.

Причины, по которым нельзя установить СВ

Приведенный в законах перечень оснований для установления сервитутов не охватывает всех возможных случаев.

В процессе разбирательства суд не должен решать вопрос о сервитуте таким образом, чтобы собственник служащего участка был фактически лишен прав на свой участок (Определение КС №510-О-О от 22.03.12).

При судебном разбирательстве суды могут отказать в наличии основания для сервитута также в случаях:

  • если истец не предоставил суду доказательств того, что он сможет нормально эксплуатировать свой ЗУ только при предоставлении ему сервитута;
  • если установление СВ для ЗУ ухудшит санитарный режим и создаст угрозу санитарно-эпидемиологической защите населения;
  • если в результате установленного для строительства дороги СВ последует массовая вырубка деревьев и уничтожение плодородного слоя земли;
  • если установление СВ необходимо для создания проезда к самовольной постройке. Иногда возникает вопрос о наличии оснований установления СВ в случае, когда к господствующему участку можно проехать другим путем, который потребует больших материальных затрат.

В таком случае суд должен придерживаться мнения, что в связи с большим объемом работ и затрат альтернативная сервитуту возможность создания проезда к господствующему участку отсутствует (Постановление Президиума ВАС РФ №2509/10).

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/osnovaniya-vozniknoveniya.html

17. Сервитут: содержание, виды и прекращение сервитута

Основанием возникновения публичного сервитута является

Сервитут —признанное законом право ограниченногопользования чужим имуществом (объектом)

Сервитут можетбыть срочным и постоянным.

Сервитутустанавливается по взаимному соглашениюсторон, по решению суда или в соответствиис законом, и подлежит регистрации впорядке, установленном для регистрацииправ на недвижимое имущество.

Обладателисервитута —лица, имеющие право ограниченногопользования чужими земельными участками(сервитут).

Сервитут не можетбыть самостоятельным предметомкупли-продажи, залога и не можетпередаваться каким-либо способом лицам,не являющимся собственниками недвижимогоимущества, для обеспечения использованиякоторого сервитут установлен.

Земельный кодексв статье 23 предусматривает 2 видасервитутов:

Частный сервитут

Ст. 274-277 ГК РФустанавливают следующее.

Собственник недвижимогоимущества (земельного участка, другойнедвижимости) вправетребовать отсобственника другого земельного участка(соседнего участка) предоставленияправа ограниченного пользования соседнимучастком (частного сервитута).

Частный сервитутможет устанавливаться для:

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основаниемустановления частного сервитутаявляется соглашение междулицом, требующим установления сервитута,и собственником соседнего участка. Вслучае недостижения соглашения обустановлении или условиях частногосервитута спорт разрешается судом поиску лица, требующего установлениячастного сервитута.

Частные лесныесервитуты могутустанавливаться на основании договора,актов государственных органов и актоворганов местного самоуправления, атакже судебных решений.

Частные водныесервитуты могутустанавливаться в силу договора, а такжеи на основании судебного решения.

Обременениеземельного участка сервитутом не лишаетсобственника участка прав владения,пользования и распоряжения этим участком.

Собственникучастка, обремененного сервитутом,вправе, если иное не предусмотренозаконом, требовать от лиц, в интересахкоторых установлен сервитут, соразмернуюплату за пользование участком.

Потребованию собственника земельногоучастка, обремененного сервитутом,сервитут может быть прекращен ввидуотпадения оснований, по которым он былустановлен.

Публичный сервитут

Публичный сервитутустанавливается законом или инымнормативным правовым актом РФ, нормативнымправовым актом субъекта РФ, нормативнымправовым актом органа местногосамоуправления.

Публичный сервитутустанавливается в публичных интересах,то есть если это необходимо для обеспеченияинтересов государства, местногосамоуправления, местного населения.

Публичный сервитутможет устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • сенокошения;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

Поправилам публичноголесного сервитута гражданеимеют право свободно пребывать в лесномфонде.

Поправилам публичноговодного сервитута каждыйможет пользоваться водными объектамиобщего пользования и иными воднымиобъектами, если иное не предусмотренозаконодательством РФ.

Частный сервитутможет прекратиться при наступленииусловий, предусмотренных договором,его установившим, или при достижениисторонами в последующем соглашения обэтом; при одностороннем отказе обладателяправа ограниченного пользования чужойнедвижимостью от своего права; присовпадении в одном лице собственникаобремененного сервитутом земельногоучастка и обладателя сервитута (nemini ressua servit — никто не может иметь сервитутав своей вещи).

Статья 276 ГК РФпредусматривает два специальных способапрекращения сервитута. Прежде всего,сервитут может быть прекращен потребованию собственника земельногоучастка, обремененного сервитутом, вслучае, если основания, по которым онбыл установлен, отпали.

В другом случаесобственник вправе в судебном порядкетребовать прекращения сервитута, когдапринадлежащий ему земельный участок врезультате обременения сервитутом неможет быть использован по своемуназначению.

В данном случае налицостолкновение двух частных интересов иразрешить такую коллизию может лишьнезависимый от сторон и компетентныйорган — суд.

2. Помимо случаяпрекращения публичного сервитута,названного в п.2 настоящей статьи,последний может прекратиться при изъятииземельного участка органами государственнойвласти или местного самоуправления вслучае, предусмотренном абз. 1 п.7 ст.23Кодекса.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4649578/page:16/

Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления

Основанием возникновения публичного сервитута является

Публичный сервитут – это один из видов обременения на земельный участок. Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.

Виды обременения

Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:

  • строительства прохода или проезда;
  • прокладки линии электропередачи;
  • прокладки водопровода и др.

Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:

  • для проезда или прохода через земельный надел;
  • для использования земли;
  • для строительства пастбища;
  • для сенокошения;
  • для охоты и рыбалки;
  • для исследовательских работ и др.

Подробнее о публичном сервитуте

Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут – это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:

  • субъективное право;
  • способ обременения;
  • бессрочное или временное оформление.

К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:

  • линия электропередачи;
  • опоры под линии электропередач;
  • газовые трубы, подведенные к участкам;
  • водопровод;
  • канализация.

В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.

Основания для образования

Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:

  • Подписание документа о соглашении сторон (непосредственно собственника земли и другого лица или лиц).
  • Вынесение судебного постановления (необходимо в том случае, если публичное обременение неизбежно, и его необходимость очевидна, а собственник надела на уступки не идет).
  • Есть завещание.

Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет.

Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий.

В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.

При написании заявления необходимо указать:

  • наименование объекта, его фактический адрес;
  • цель наложения обременения;
  • срок наложения публичного сервитута;
  • полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
  • информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.

Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета.

Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам.

Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

Принятие решения

После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение – населенные пункты федерального значения.

Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию.

Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся.

Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.

Установление публичного сервитута фиксируется путем составления договора или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:

  • заявление о регистрации обременения;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • нормативный акт или соглашение об обременении;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или документы доверенного лица;
  • план земельного надела, на который будет наложен сервитут.

Межевание

Публичный сервитут – это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане. Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел.

А какие границы обременения нужно отображать при межевании – планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу.

Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.

Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим.

Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела. Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно.

А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.

Договор

Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:

  • Предмет обременения, то есть на какую недвижимость будет наложен сервитут.
  • Кто выступает в качестве сторон соглашения и будет иметь право пользования наделом.
  • Подробное описание земельного участка (его границы, план размещения, площадь, какие объекты на нем расположены, в том числе растительность, в какую стоимость оценен объект, кадастровая информация).
  • Целевое предназначение земельного участка, условия пользования данным участком (каковы ограничения и в какое время).
  • Срок установления сервитута.
  • Если есть условия, при которых договор может быть расторгнут преждевременно, их необходимо указать.

После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.

Публичный сервитут – это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.

В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта.

Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему.

Весовым основанием для написания дополнения к договору является:

  • Перемена деятельности пользователей.
  • Право пользователя было расширено или ограничено на той же территории.
  • Внесение поправок в нормативно-правовой акт (при условии, что одна из сторон – госорган).
  • Пересмотр соглашения обеими сторонами и внесение соответствующих корректировок.
  • Вынесение судебного постановления.

Когда прекращается обременение

Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.

К таким основаниям относятся:

  • смерть владельца земельного надела;
  • официально оформленный отказ пользователя от обременения;
  • ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
  • объединение сторон для ведения совместной деятельности;
  • постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
  • завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.

Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.

Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование муниципальных органов. И на крайний случай собственник сможет их арендовать.

Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией.

Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).

Источник: http://fb.ru/article/306142/publichnyiy-servitut-eto-chto-takoe-poryadok-ustanovleniya

Публичный сервитут -порядок установления в соответствии с ЗК

Основанием возникновения публичного сервитута является

При определённых обстоятельствах наложение обременения в виде публичного сервитута на один земельный надел является единственно возможным для нормального землепользования другим.

Его основным отличием от иных правовых ограничений является субъектная направленность, а именно — обеспечение реализации интересов всей страны в целом или отдельного муниципалитета (в т.ч. части его населения) в частности.

На каких условиях основывается его установление? Как происходит регистрация этого обременения?

Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков по нормативному кодексу?

Публичный сервитут — это один из видов существующих в российском законодательстве обременений. Сервитут, что это такое? В ст.

274 ГК России законодатель определяет сервитут как возможность пользоваться чужим (соседским) наделом, предварительно уплатив определённую особым соглашением сумму, отвечающую принципу соразмерности, или без какой бы то ни было платы (на усмотрение непосредственно самого землевладельца) только в случае действительности и объективности нужд. Одним из его основных условий является абсолютная невозможность другим способом как-либо его удовлетворить.

Смысл данного обременения — в уравнении возможностей при использовании различных земельных наделов, а также соблюдении государственных, региональных и иных общественных интересов.

Публичный сервитут устанавливается, например:

  1. Для проведения геологоразведовательных изысканий с целью поиска полезных ископаемых;
  2. При строительстве новой ветки метрополитена и т.д.

Публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

При наложении правового ограничения соответствующим образом уменьшается полнота владения наделом. При этом владелец по-прежнему может распоряжаться своей землёй, но при определённом условии: он должен выполнять положения соглашения об обременении.

Таким же образом должны поступать все последующие обладатели данной земли до окончания срока его действия. Например, при осуществлении продажи обременённого надела землевладельца ложится обязательство предупредить будущего покупателя о наличии сервитута: в противном случае применяются санкции.

Публичный сервитут, в соответствии с земельным кодексом, устанавливается максимально на 49 лет.

Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут?

В п. 4 ст. 23, а также в ст. 39.37 ЗК РФ даётся четкий и не расширяемый перечень целей, для достижения которых может устанавливаться публичный сервитут на частный земельный надел. Его использование для иного назначения (например, для пользы определённых граждан или юрлиц) недопустимо.

Основания возникновения и прекращения публичного сервитута

Основаниями установления публичного земельного сервитута являются нужды, которые могут быть удовлетворены за его счёт, а именно:

  • возможность прохода/проезда, в т.ч. к реке, колодцу, пляжу и т.п.;
  • проведение дренажных работ, назначением которых является осушение или улучшение оттока воды с земельного надела;
  • возможность набирать воду или осуществлять водопой сельхоз животных;
  • сенокошение;
  • проведение геодезических работ и установка межевых знаков и иных подобных отметок;
  • если выпас сельхозживотных невозможен без их прогона через частную землю;
  • осуществление охоты, рыболовства и т.п.;
  • размещение конструкций и инженерных сооружений, являющихся необходимыми частями электро-, тепло-, водопроводных и иных сетей и т.д.

Т.к. назначение обременения в удовлетворении определённых нужд, то при потере ими актуальности оставлять правовые ограничения не имеет смысла. В этом случае органами госвласти принимается соответствующий правовой акт.

Ещё одной причиной прекращения действия публичного сервитута являются сроки сервитута, указанные в соглашении, точнее их окончание.

При этом издание какого-либо дополнительного официального документа для отмены его действия не требуется.

Если правовое ограничение имеет своим основанием одну из причин, указанных в ст. 39.

37 ЗК РФ, то прекращение сервитута выносится соответствующим органом власти выносится определённое решение.

Основания для этого могут быть следующими:

  • неприменение предоставленных сервитутом дополнительных возможностей использования обременённого частного надела в течение 2-х и более лет;
  • неуплата прописанной в акте об установлении сервитута стоимости в установленный срок (6 мес. с даты принятия решения органом власти или более 2-х помесячных платежей);
  • лицо или соответствующий властный орган, обладающий возможностью использовать частный земельный надел для удовлетворения своих нужд, отказывается от этого права.

Помимо этого, землевладелец может обратиться в органы судебной власти для того, чтобы принудительно прекратить оформление сервитута на земельный участок, если имеет место:

  • неправильный порядок установления обременения;
  • отсутствие возможности осуществления пользования либо самим обременённым наделом, либо строениями/постройками, на нём расположенными. Здесь есть исключение: это обстоятельство не считается существенным, если обременение установлено для достижения целей, описанных в ст. 39.37 ЗК РФ;
  • изменение схемы-расположения инженерного строения/сооружения, в связи с которым оно переносится на другое место, т.е. надобность в использовании данного надела просто отпадает;
  • неправильное осуществление деятельности, для которой было установлено правовое ограничение (нарушение тех. регламентов, норм законодательства и т.п.).

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок

Публичный сервитут устанавливается по параметрам, отражённым в соответствующем регламенте, утверждённом Минэкономразвития. Данная услуга бесплатна для населения. Что касается максимальной временной границы, то решение должно быть принято в течение 30 раб. дней с даты регистрации соответствующего заявления.

Если разделить весь порядок по установлению данного обременения на этапы, то можно выделить следующие (относящимся к государственным/муниципальным землям):

  1. Составление ходатайства и сбор требуемой документации;
  2. Направление документов в соответствующий госоргана или орган местной администрации;
  3. Принятие компетентной структурой положительного или отрицательного решения касательно вопроса о наложении просимого заявителем обременения;
  4. Внесение изменённых сведений в ЕГРН (именно с этой даты сервитут считается установленным).

Частный земельный сервитут имеет несколько иной порядок:

  1. Вначале ходатайство (вместе с необходимой документацией) также направляется в уполномоченную гос. или муниципальную структуру, ей принимается обоснованное решение;
  2. Землевладельцу направляется соглашение, содержащее основные моменты устанавливаемого обременения;
  3. Регистрация сервитута земельного участка — делается соответствующая запись в ЕГРН.

С чего начать?

вначале необходимо составить ходатайство (заявление), направляемое в соответствующий орган власти, содержащее в себе набор сведений о:

  1. лице-заявителе, которым может быть как юр., так и физлицо. при первом варианте указывается идентифицирующая его информация: наименование, организационно-правовая форма, огрн и т.д. участие гражданина в этом процессе требует предоставления сведений о его фио, контактной информации и т.п. если участвует представитель — предоставляется оформленная должным образом доверенность;
  2. земельном наделе, установление обременения на который испрашивается заявителем, в т.ч. кадастровый номер;
  3. целях, для достижения которых понадобилось ограничить его владельца в правах;
  4. сроке, достаточном для удовлетворения имеющихся нужд;
  5. обосновании необходимости принятия соответствующего гос. акта;
  6. условиях обременения. отдельно выделяется стоимость пользования данной возможность, а также порядок её уплаты. передача ден. средств может происходить многократно через устанавливаемые временные промежутки или единовременно. при этом землевладелец не лишается возможности изменить размер или отменить совсем какую бы то ни было оплату. законодатель, дабы упорядочить процедуру определения соразмерной цены, утвердил методические рекомендации по оценке платы за сервитут, положениям которых следуют участники данного правоотношения;
  7. выбранном заявителем способе получения результатов рассмотрения его ходатайства;
  8. перечень документов, являющихся приложением к данному заявлению.

затем нужно определиться с адресатом ходатайства (обычно это местная администрация).

куда обращаться

заявление с соответствующей документацией можно подать, используя:

  • личное обращение в соответствующий отдел муниципалитета;
  • мфц;
  • епгу.

если интересующий заявителя земельный надел передан в аренду, то обращаться к арендаторам не стоит: они не обладают правовыми возможностями владельцев.

документы

вместе с ходатайством подаётся следующая документация, которая должна отвечать принципу относимости:

  • паспорт или уставные документы юрлица;
  • при участии представителя — доверенность, объём полномочий по которой даёт основание совершать значимые действия в процессе;
  • план рассматриваемой территории (при наличии);
  • решение уполномоченного органа о проведении комплексного развития коммунальных объектов/структур, утверждении инвестиционной программы;
  • правоустанавливающие/правоподтверждающие документы на объекты недвижимости для проведения его реконструкции/эксплуатации и т.п.

порядок регистрации

После принятия властным органом соответствующего правопорождающего решения, он обязан направить уведомление об этом вместе с уточняющей документацией в регорган.

В соответствии с нормами российского законодательства, все ограничения, накладываемые на владение землёй заносятся в ЕГРН в порядке регистрации иных прав на объект недвижимости. Для этого и нужно успешно пройти процедуру госрегистрации.

Предельное время её осуществления зависит от структуры, в которую подавались документы для госрегистрации обременения:

  • в Росреестр — 7 раб. дней;
  • в МФЦ + ещё 2-3 дня.

При проверке документации специалистами Росреестра выносится одно из следующих решений:

  1. О проведении регистрации и внесении соответствующей записи в ЕГРН;
  2. О приостановлении процедуры госрегистрации для устранения выявленных недочётов.

Многие граждане уверены, что публичный сервитут — это очередной вариант отъёма участков земли у частников:

Если удовлетворения требуют нужды значительного количества граждан, муниципалитета или государства в целом, то возникновение публичного сервитута — правовое средство, применяемое в данной ситуации.

Как оформить договор мены земельного участка на квартиру читайте в этой нашей статье.

За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Земельный участок» по ссылке.

Источник: https://napravah.com/zemlya/publichnyj-servitut.html

Сrimea-jurist
Добавить комментарий